Управляющий Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области Сергей Алещенко об электронном сертификате
Филиал №5 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ. по г. Москве и Московской области представляет актуальное интервью на важную тему, которая сегодня наиболее востребована среди инвалидов. Многие из них обращаются в наши клиентские службы с просьбой разъяснить отдельные аспекты этого нового вида услуг Социального фонда РФ.
-Сергей Иванович, электронный сертификат введен в 2021 году. Скажите, пожалуйста, чем обусловлена такая необходимость?
– Да, действительно, сертификат на приобретение технических средств реабилитации был внедрен 27 сентября 2021 года по всей стране.
Один из основополагающих принципов работы Социального фонда – индивидуальный подход к потребностям заявителя. Именно для этого был разработан электронный сертификат.
– Кто имеет право на него?
– Прежде всего, правом на получение сертификата обладают граждане с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, лица, которые пострадали в результате несчастного случая на производстве или же получили профзаболевание.
– Как работает электронный сертификат?
– Электронный сертификат – это электронная запись в реестре, которая связывается с номером банковской карты платежной системы «Мир», выпущенной любым банком Российской Федерации. Сами денежные средства на карту не перечисляются, а резервируются в Федеральном казначействе до совершения покупки.
– Какая информация в нем содержится?
– Указаны вид и количество ТСР, которые можно приобрести по сертификату; максимальная цена за единицу ТСР, которую можно оплатить сертификатом; срок действия, в течение которого можно использовать сертификат для оплаты.
– Как его оформить?
– Алгоритм действий очень прост. Нужно найти в каталоге технических средств реабилитации на федеральной странице сайта Социального фонда необходимый товар, рекомендованный в индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида либо в программе реабилитации пострадавшего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.
Выбрать изделие. Следом появится карточка товара с описанием и сервисные кнопки, с помощью которых можно посмотреть на карте перечень магазинов, продающих данный ТСР в нашем регионе или online-поставщиков.
Затем необходимо подать заявление на сертификат через портал госуслуг, приложение «Социальный навигатор» в клиентской службе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Москве и Московской области либо в МФЦ и дождаться уведомления об активации сертификата.
После этого остается только осуществить покупку выбранного ТСР в магазине лично либо в online-магазине, подключенных к государственной информационной системе электронных сертификатов (ГИС ЭС).
– Какие документы необходимы для оформления электронного сертификата?
– В случае оформления через портал госуслуг или приложение «Социальный навигатор» потребуется заявление и номер карты МИР. При получении услуги в клиентской службе или МФЦ – документ, удостоверяющий личность, номер карты МИР, выпущенной любым банком.
– Каковы сроки оформления?
– Законодательством отведено 5 рабочих дней на рассмотрение и столько же – на отказ от сертификата.
– Как формируется стоимость сертификата?
С января 2023 года для расчета стоимости ЭС вновь используется цена аналогичного технического средства реабилитации, которое Социальный фонд России приобрёл по контракту для обеспечения граждан. Причём, согласно действующему законодательству, учитывается последний исполненный контракт в данном регионе.
– Много ли магазинов принимают электронные сертификаты?
– В Москве и Московской области на сегодняшний день работают более 60 компаний, принимающих к оплате электронный сертификат. Воспользоваться сертификатом можно в 300 точках продаж, где реализуется продукция более чем 40 брендов технических средств реабилитации. Приобрести средства реабилитации с помощью электронного сертификата можно как в офлайн-магазинах (количество точек продаж постоянно увеличивается), так и в интернет-магазинах с доставкой до ближайшего пункта выдачи или курьером на дом.
– Что в основном приобретают граждане?
– Чаще всего приобретаются кресла-коляски, ортопедическая обувь, слуховые аппараты, абсорбирующее белье. Если стоимость TCP превышает стоимость электронного сертификата, получатель услуги может доплатить из собственных средств.
– Вот скажите: есть ли разница между самостоятельным приобретением ТСР с последующей выплатой компенсации и приобретением с использованием электронного сертификата?
– Спасибо за вопрос. Основным различием является то, что при приобретении ТСР с последующей выплатой компенсации гражданин оплачивает полную стоимость ТСР из своих средств, и через определенное время Социальный фонд возвращает потраченные средства полностью или частично, в зависимости от стоимости приобретенного ТСР. На выдаваемый электронный сертификат Социальный фонд России записывает определенную сумму, которую можно потратить на приобретение ТСР. При этом собственные средства придется потратить только в том случае, если стоимость приобретенного ТСР превышает сумму сертификата.
– Поговорим о преимуществах. Какие Вы выделяете?
– Одно из достоинств – простота использования электронного сертификата. Он работает как банковская карта: покупатель может мгновенно оплатить выбранный товар в точке продаж или онлайн-магазине с одним условием – изделие должно соответствовать разработанной программе индивидуальной реабилитации (ИПРА). Средства поступают напрямую продавцу.
Но главное преимущество в том, что заявитель сам определяет, у кого и какой товар (в рамках, предписанных ИПРА) ему приобрести. Если по каким-то причинам получатель недоволен качеством или ценой у одного поставщика, он может обратиться к другому.
– И немного статистики, Сергей Иванович: сколько всего выдано сертификатов в Московском регионе в этом году?
– Социальный фонд по Москве и Московской области с начала года выдал электронные сертификаты более чем по 7, 8 тыс. заявкам, из которых 2, 7 тыс. на сумму свыше 58 млн руб. уже реализованы заявителями.